Не верь, не бойся, не проси

Любой практикующий адвокат неоднократно сталкивался с вопиющими случаями нарушения прав своего подзащитного, являющегося участником производства по уголовному делу. К сожалению, в наше время целый ряд злоупотреблений со стороны работников правоохранительных органов и превышение ими своих полномочий фактически является нормой.

Лично мне чаще всего приходилось иметь дело с жалобами клиентов на оперативных сотрудников, проводящих основную работу по раскрытию преступления до формального возбуждения уголовного дела. Жалобы самые разнообразные – банальные «требовал 200 тысяч за закрытие дела», «украл у меня деньги и телефон», тревожные «под угрозой пыток и побоев заставил написать явку с повинной», «подкинул мне наркотики, когда я был в наручниках» и откровенно пугающие «угрожал сжечь мой дом и всю мою семью, пока они спят», «избил меня, а потом распылил в моей камере перцовый газ из баллончика».

На следователей жалуются меньше, и это, в основном, те же пресловутые «200 тысяч» и всевозможные угрозы (физической расправы, возбудить другие уголовные дела, поместить в следственный изолятор в специальную камеру и. т.п.).

Следует понимать, что нередко это не пустые слова и угрозы, о чем свидетельствует ежегодно увеличивающееся количество приговоров по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). С другой стороны, определенная суровость методов расследования уголовных дел иногда вполне оправдана, да простят меня некоторые коллеги и правозащитники. Сотрудникам правоохранительных органов часто приходится иметь дело с довольно страшными ситуациями и работать с очень неприятными и зачастую опасными людьми. Но всему есть свой предел, и одно дело, когда ты немного психологически надавил на неоднократно судимого рецидивиста, и совсем другое, когда опускаешься до уровня печально известного казанского отдела полиции «Дальний». И случаев таких, к сожалению, вполне достаточно. При этом широко освещенный в прессе случай освобождения из-под домашнего ареста и прекращение уголовного дела в отношении Ивана Голунова является тем самым исключением, лишь подтверждающим имеющиеся неписаные правила.

И немало уже написано о том, как быть и что делать, если в такой ситуации оказались конкретно Вы или Ваши родственники и знакомые. Рекомендованный алгоритм действий при применении незаконных способов ведения следствия, в принципе, стандартный – не давать показаний, отказаться от назначенного адвоката, требовать приглашения вашего защитника, не подписывать никаких документов, и, как говорится, терпеть до последнего. В целом, рекомендации верные, да только случаи бывают разные, и порой трудно себе представить, как ты сам поведешь себя в той или иной ситуации.

Со своей стороны, хотелось бы немного дополнить основные рекомендации следующими советами:

– постарайтесь сохранять присутствие духа и посмотрите на свою ситуацию с точки зрения спокойного, здравомыслящего человека. Помните, в подавляющем большинстве подобных случаев вас просто пугают, не имея другой возможности получить какие-либо доказательства вашей вины. И уж лучше побыть задержанным 48 часов или даже посидеть несколько месяцев в СИЗО, чем разгребать потом последствия поспешных действий и необдуманных показаний.

– не надо верить оперативникам и следователям. Они никак не могут повлиять на вид и размер наказания, которое назначает суд – это все пустые разговоры. Они даже не могут принять решение о помещении вас под домашний арест или в следственный изолятор, такие вопросы решает исключительно суд, и имейте ввиду, что далеко не каждое такое ходатайство следователя судом удовлетворяется.

– не надо верить рассказам о том, что от данных вами показаний и от явки с повинной вы можете потом просто отказаться без каких-либо последствий. Да, отказаться-то вы формально сможете, да только суд будет руководствоваться именно первоначальными показаниями при вынесении обвинительного приговора, что бы вы потом не говорили. При отсутствии, разумеется, весомых оснований для признания данных доказательств недопустимыми, а это очень непросто, даже при наличии залитого кровью протокола допроса и справки из травмпункта.

– заранее объясните родственникам, особенно пожилым, что делать, если вас задержали, а точнее – что ни в коем случае не делать. Первое, чего нужно опасаться, это того, что к ним придут какие-то негодяи, представятся сотрудниками полиции, покажут удостоверения, и потребуют денег за ваше освобождение и прекращение уголовного дела. Кто эти люди и на что пойдут эти деньги, догадайтесь сами. Кстати, временами таким посыльным выступает сам «бесплатный» адвокат, работающий по назначению. Во-вторых, как правило в первые же сутки задержания в жилище подозреваемого или обвиняемого проводится обыск или осмотр помещения. Помешать вы этому вряд ли сможете, люди-то в форме, с удостоверением и с оружием, но надо присматривать, чтобы никто вам ничего не подкинул и не украл. Мало ли кто эти люди и откуда они взяли этих понятых.

И напоследок стоит дать самый общий, но и при этом самый главный совет: постарайтесь не оказываться в ситуации, когда вы можете остаться один на один с представителем правоохранительных органов, уверенном в своей безнаказанности. Не ходите по вызовам следователя без адвоката, которому вы доверяете, даже если вас вызывают на допрос в качестве свидетеля. Ваш статус в любой момент может измениться по прихоти следствия (во Всеволожском следственном отделе УМВД, к примеру, есть излюбленный прием получения нужных показаний от свидетеля – предложить ему «подумать пару дней». В ИВС, разумеется, чтобы ничего не отвлекало). Не соглашайтесь на предложение оперативников прийти в отдел без защитника, чтобы «просто поговорить». Даже сам факт присутствия вашего адвоката по соглашению при любых следственных или внепроцессуальных действиях на 98 процентов снижает риск превышения должностных полномочий со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Конечно, от случайностей, эксцессов и внезапного задержания никто не застрахован. Если такое все же произошло, и ситуация развивается по худшему из всех возможных сценариев, попробуйте последовать советам, неоднократно опубликованным на просторах интернета и кратко приведенным в этой статье. А если не получается, то в качестве последнего средства вспомните, что то, что сейчас с вами происходит, достаточно быстро закончится. А на зоне такое может повторяться каждый день на протяжении долгих лет.

Предыдущая запись
Случай «майора Павлова»
Следующая запись
Помним. Любим. Скорбим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню