Законопроектом вводится новая мера пресечения — «запрет определенных действий», предусматривающая возможность ограничения прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), за исключением его изоляции в жилом помещении.
Новые нормы позволяют суду вместо домашнего ареста устанавливать ряд запретов подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а именно:
— приближаться к определенным объектам ближе установленного расстояния, посещать определенные места и мероприятия;
— общаться с определенными людьми, например, со свидетелями и потерпевшими;
— выходить из дома в определенные периоды времени;
— получать и отправлять почтово-телеграфные отправления;
— пользоваться средствами связи и Интернетом;
— управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
За соблюдением наложенных на подозреваемых и обвиняемых запретов будет следить Федеральная служба исполнения наказаний с помощью электронных браслетов и других средств контроля. Запреты можно будет применять как сами по себе, так и в качестве дополнения к другим мерам — залогу и домашнему аресту.
Предполагается, что время применения запрета определенных действий по общему правилу в срок содержания под стражей включаться не будет. «При этом если в рамках данной меры пресечения будет установлен запрет выхода из жилого помещения в определенное время, то к одному дню содержания под стражей должно приравниваться два дня ее применения, при более мягком ограничении передвижения (например, запрет посещения определенных мест) — три дня», — говорится в сопроводительных документах.
Как подчеркивается в пояснительной записке, инициатива подготовлена в целях «создания условий для избрания в отношении обвиняемых (подозреваемых) альтернативных заключению под стражу мер пресечения». По словам авторов, это обусловлено необходимостью обеспечения прав личности, исполнения общепризнанных международных норм права, повышения эффективности уголовного преследования, экономии средств федерального бюджета и сокращения репутационных потерь, связанных с удовлетворением Европейским судом по правам человека жалоб граждан РФ.